Понедельник, 2017-11-20, 10:07 PM
 
Начало Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость"
Меню сайта
Разделы новостей
Гитара [13]
Все что связано с гитарой
Семиструнная гитара [6]
Статьи про русскую семиструнку, уроки
Музыкальная теория [150]
Материалы по музыкальной теории
Наш опрос
Как вы оцениваете содержание сайта?
Всего ответов: 733
Новости сайта
» 2007 » Сентябрь » 28 » О процессах изучения материала
О процессах изучения материала

О процессах изучения материала. Гриф гитары, ноты, элементы…

 

Человек обладает как минимум пятью чувствами восприятия, знакомыми человечеству на данный момент. Для обучения он использует все эти пять чувств. Он видит, слышит, чувствует телом, воспринимает запахи и вкусы.

Пожалуй, для обучения игре на гитаре вполне хватило бы слуховых, зрительных и тактильных ощущений. На практике, осваивая инструмент, мы контролируем движения с помощью зрения, слуха и ощущений при движении и соприкосновении с инструментом и его частями, и пытаемся все это соотнести, привести общую систему, выработать зрительно-слухово-моторные навыки.

Зачастую, музыкант должен выполнять одновременно более двух дел. Чтобы все это состыковать вместе, ему необходимо построить модели восприятия-отдачи информации, разгрузить мозг, сосредоточить внимание на необходимых вещах.

Само собой разумеется, что все это, как и все поведение человека (и рефлекторика), относится к глубинам психики и психологии. Но нам туда лезть не так уж необходимо. По крайней мере глубоко.

 

В юношестве я интересовался проблемами обучения, и мне попалась в руки книга, если я не ошибаюсь, Бондаренко «Спорт, Здоровье, Обучение». Хотя память меня подводит. Книга была посвящена проблемам обучения школьников и вообще проблемам обучения. Довольно глубоко были рассмотрены процессы мозга, психология индивидов и доводы восприятия…

Кроме этой книги, я пересмотрел и немного перечитал литературу, посвященную как косвенно психологии, философии и развитию интеллекта. Собственно, все это и побудило меня к поискам методов преподавания и изложения, а также изучения и исследования материала.

 

Здесь я рассмотрю проблемы, связанные с межфункциональным разделением мозга, неповоротливостью человеческого сознания и восприятием.

Существуют люби, которые неплохо играют на слух и якобы вообще не знают теорию, но, я бы сказал, что если такие люди и есть, то это уникумы по своей природе, способные слышать и воплощать внутреннее слышание в движения на инструменте. Обыкновенный же человек нуждается не только в общем музыкальном развитии и обучении, но и тренировке слуха и восприятия.

 

Возьмем, для начала, игру на гитаре на слух. На элементарном уровне без знаний игра (обучение игре) на инструменте сводится к поиску определенных созвучий и ходов, и их последовательностей. Далее идет разучивание и уже, как следствие, воспроизведение набело на память. Здесь память будет разделяться на двигательную (моторику) и слуховую. Причем развитие слуха индивида будет происходить в зависимости от его способностей, восприятия и запоминания звуковых элементов, а также случайных находок.

Немного по-другому обстоит дело в случае, когда человек заранее изучает набор таких элементов и ходов (например, аккордов и фраз), а потом комбинирует знакомое. В обоих случаях будет в той или иной мере присутствовать и зрительная память.

Меня же часто подводила зрительная память, только в плане воспоминания произведения сыгранного ранее с листа. Долго не играя его, я забывал, как выглядит нотный текст, двигательная память притуплялась, а точно воспроизвести все по мотиву я не мог.

 

ИЗУЧЕНИЕ ГРИФА ГИТАРЫ И НОТ.

В идеале исполнитель играющий на ходу с листа, должен видеть нотный текст, слышать его внутри и воспроизводить движения пальцами. Только вот что должно являться для воспроизведения движений, толи воспроизводимая внутри музыка, толи графическое изображение нот? Пропевая, то есть, воспроизводя звук внутри (мотив), мы не называем звуки их именами, мы только «воспроизводим» их высотность. Каким образом ассоциировать пальцевые движения с звуком, воспроизводимым внутренне, тем более, с необходимой точностью. Напрашивается ответ, что ассоциироваться должно визуальное представление нот и визуальное движение пальцев на грифе, сопровождаемое внутренним подтверждением звука.

За несколько часов до написания этой статьи, я читал упоминание о «физической невозможности поправки ошибок» на высокой скорости воспроизведения. Это является еще одним доводом к тому, что человек неодинаково воспринимает определенные наборы звуков и воспроизводит их. Проще говоря, более беглые пассажи воспринимаются человеком не как набор отдельных нот, а как целая самостоятельная структура. Поэтому, внутреннее воспроизведение музыки не всегда может быть использовано для ассоциирования с движениями пальцев, моторикой. Здесь, я предполагаю, идет мышление мыслеобразами, некими блоками, которые в определенной композиции, создают завершенную картину. Хотя, никто не отменял игру, по внутреннему голосу.

 

Изучение нот включает в себя визуальное восприятие, ассоциируемое с звуковым представлением, движением звуков, системой названий и целым рядом теоретической информации. Чтобы не утонуть в этой каше, необходимо понимать, что в игровой практике используются лишь отдельные наработки, навыки. Никому не придет в голову на ходу выстраивать какие-то ненужные дополнительные конструкции и проверять гармонию произведения. Все делается на визуально-слуховом представлении, проецируемом на мышечные движения.

Однако, для того, чтобы к этому придти, необходимо пройти определенную модель изучения, которая позволит научить мозг концентрировать внимание на определенной задаче и ассоциировать определенные элементы непосредственно с движениями и слухозвуковыми представлениями.
 
(С) Эллиот Крэйг
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Вот вам и случайность. После публикации совершенно случайно наткнулся на интересный материал по теме музыкальной педагогики и развития: http://www.brainin.org/Method/method_pro_ru/texts_ru1.html
И вот такой интересный материал:
Просмотров: 732 | Добавил: All-Krage | Рейтинг: 0.0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz
Календарь новостей
«  Сентябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
я и гитара

ПОСЛЕДНЕЕ НА ФОРУМЕ
Статистика


Rambler's Top100

Счетчик посещений Counter.CO.KZ
 
СЕГОДНЯ БЫЛИ