Четверг, 2018-05-24, 4:48 PM
 
Начало Каталог статей Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Как вы оцениваете содержание сайта?
Всего ответов: 734
Каталог статей
» Статьи » Мои статьи

ТЕОРИЯ СЕМИ «ДОМОВ»

       Так вышло, что в европейской музыке,  да и не только, остановились на семитональной реализации музыкального мышления. Проще говоря, из 12 звуков натурального звукоряда используются лишь семь звуков.

Это в свою очередь повлияло на запись музыки в виде нот, то есть на нотную запись. Нотный стан позволяет одновременно записать лишь семь звуков (в одной октаве естественно). Эти семь посадочных мест для нот я назвал «ДОМАМИ».

Как вы знаете из начальной теории, из двенадцати звуков натурального равномерно темперированного звукоряда (короче, из просто 12 звуков), собственные названия имеют лишь семь. Это До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си ( C-D-E-F-G-A-H). Остальные знаки имеют производные названия, получаемые путем приставки знаков альтерации к основным названиям звуков, приводящие к повышению-понижению основных звуков. Использование знаков альтерации позволяет нам использовать запись на нотном стане всех 12 звуков натурального звукоряда.

Именно основные звуки, имеющие свои названия, а точнее их положение на нотном стане, я и назвал «ДОМАМИ». При использовании тональностей необходимо учитывать, что каждый из семи звуков должен занимать свой собственный «дом». Один «дом» не может вмещать в себя одновременно два звука, иначе в таком варианте один из «домов» останется пустовать.

Использование теории семи «домов» позволяет нам избежать путаницы в названиях тональностей и расстановки ключевых знаков, ибо не всегда применимы те или иные знаки альтерации при ключе.

Рассмотрим это наглядно.

Представьте себе эти семь домов, названных До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си:

1

2

3

4

5

6

7

C

D

E

F

G

A

H

До

Ре

Ми

Фа

Соль

Ля

Си

В каждом доме мы можем поставить знак альтерации, который изменит высоту звука данного дома на полтона вверх или вниз. Само собой разумеется, что использовать один дом для двух звуков одновременно мы не можем. Один дом заведует только одним звуком!

Теперь перейдем непосредственно к тональностям. Будем рассматривать параллельные тональности как одно целое в связи с одинаковым звукорядом оных. Для построения тональностей воспользуемся формулой натурального мажора: ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН, или по моему 1-3-5-6-8-10-12.

Итак, выписываем семь домов и при необходимости в каждый дом добавляем или только диезы или только бемоли. Мешать диезы с бемолями в одной системе просто бессмысленно. Если дом остается пустым, то это значит, что звук остался без изменения. Диез же, находящийся в доме, будет говорить о повышении звука данного дома на полутон, а бемоль, соответственно, о понижении звука на полутон. Каждый дом может иметь только или диез, или бемоль, или быть без знака альтерации. Итак посмотрим, что их этого получается:

Тональность До мажор (C dur) путаницы в названии не наблюдается, так как основная ступень (тоника) не альтерирована. По формуле выясняем звуки этой тональности: C-D-E-F-G-A-H, и заносим их в таблицу домов:

1

2

3

4

5

6

7

C

D

E

F

G

A

H

 

 

 

 

 

 

 

Как видим все звуки не альтерированы, и дома естественно остались пустыми, то есть без изменений.

Далее идет тональность, название которой необходимо правильно выбрать. Этот будет или До диез мажор (C# dur, Cis dur), или же Ре бемоль мажор (Db dur, Des dur). Это две энгармонически равные тональности.

Применяя формулу для обоих случаев, получаем для первого варианта набор звуков с использованием диезов: C# - D# - E# - F# - G# - A# - H#

Вариант C# - D# - FF# - G# - A# - C будет неправильным, так как дом F и дом C имеют по два звука, которые там не уместятся, а дома E и H остались не у дел, то есть пустыми. В итоге мы мучались бы.

1

2

3

4

5

6

7

C

D

E

F

G

A

H

#

#

#

#

#

#

#

 

Для второго случая (Des dur) набор звуков получается таким: DbEbFGbAbHbC

Вот так будут выглядеть дома со знаками альтерации:

1

2

3

4

5

6

7

C

D

E

F

G

A

H

 

b

b

 

b

b

b

Как мы видим, в Db dur знаков альтерации меньше. Хотя между C# dur b Db dur на практике разницы нет, но в нотах она значительна.

ЗАМЕТКА: Так как домов у нас семь, то мы можем в каждом доме поставить знак альтерации. Таким образом, мы можем дойти до тональностей с семью знаками альтерации. Однако, мы можем пойти и дальше, удваивая знаки альтерации, то есть применяя уже дубль-диезы и дубль-бемоли, но практического смысла в этом никакого совершенно нет!

Думаю, нет необходимости изучать тональности Си диез мажор, До бемоль мажор, Ми диез мажор и Фа бемоль мажор. А тональности с использованием дубль-диезов вообще можно забыть. Это не имеет практического смысла.

Ó Alliot Krage (Эллиот Крэйг)

Категория: Мои статьи | Добавил: All-Krage (2007-09-18) | Автор: Эллиот Крэйг
Просмотров: 1457 | Рейтинг: 1.3 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz
Категории каталога
Мои статьи [37]
ШКОЛА АККОМПАНЕМЕНТА [1]
приемы аккомпанемента, гармония и т.д.
Поиск по каталогу
Друзья сайта
я и гитара

ПОСЛЕДНЕЕ НА ФОРУМЕ
Статистика


Rambler's Top100

Счетчик посещений Counter.CO.KZ
 
СЕГОДНЯ БЫЛИ