Ранее я уже разделял музыкантов на две категории: исполнителей и импровизаторов. Конечно, не существует полностью "однобокого" музыканта, но принадлежность к одному из этих двух направлений у музыкантов присутствует.
Багаж музыканта-исполнителя зависит от количества произведений, которые он знает и может исполнить и называется репертуаром.
Багаж же музыканта импровизатора состоит из элементов, которыми он может оперировать в ходе своей импровизации, а также теоретических и практических знаний о музыке и инструменте. Сюда можно отнести как произведения, их куски (фрагменты), клише (фразы), а также аккорды, их последовательности и взаимодействия, аппликатурные особенности и многое другое.
Обыкновенное изучение чужих произведений большого толка не приносит. Импровизатор должен постоянно пополнять свой багаж новыми элементами, повторять их и экспериментировать с этими элементами.
То что я буду приводить впоследствии, может показаться многим ерундой и бессмысленной тратой времени, но именно эти элементы и достаточное знание их поможет в дальнейшем раскрепоститься и использовать краски гитары наиболее полно в зависимости от темы импровизации.
Как то в разговорах, да и в книгах упоминалось, что редкий гитарист знает все аккорды (или много). Действительно, кто может похвастаться знанием свыше тысячи аккордов?
- Да их так много и не надо! - воскликнет кто-то. И я не соглашусь. Дело не только и не столько в аккордах, сколько в умении пользоваться ими. И попробую опровергнуть заблуждение, что нельзя знать свыше 5000 аккордов...
Сейчас я занимаюсь составлением библиотеки элементов импровизатора и методики их изучения.
Так что ждите выхода в свет работы по свободной импровизации на гитаре. |