Вторник, 2024-03-19, 8:58 AM
 
Начало Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость"
Меню сайта
Разделы новостей
Гитара [13]
Все что связано с гитарой
Семиструнная гитара [6]
Статьи про русскую семиструнку, уроки
Музыкальная теория [150]
Материалы по музыкальной теории
Наш опрос
Как вы оцениваете содержание сайта?
Всего ответов: 737
Новости сайта
» 2007 » Сентябрь » 11 » АККОМПАНЕМЕНТ. ИГРА БОЕМ
АККОМПАНЕМЕНТ. ИГРА БОЕМ

       Аккомпанемент [фр. accompagnement] – музыка, сопровождающая и гармонически дополняющая главный голос; музыка сопровождающая певца (соло), солирующий инструмент или хор, например, партия фортепиано в песнях.(из словаря иностранных слов)

Самый распространенный вид аккомпанемента на гитаре, это игра аккордами боем иначе называемая «расгеадо», происшедшее от арабов и их Мавританской гитары. Вот об игре на гитаре боем, а точнее о приемах и разнообразии и пойдет речь в этой статье.

О левой руке и о аккордах мы почти не будем здесь говорить, за исключением моментов, когда от аккорда зависит поведение правой руки в бое, так как статья именно о правой руке, звукоизвлекающей.

Оговоримся сразу о важном моменте: о копировании боя песни или, как некоторые считают, о копировании боя самого исполнителя (автора). Очень часто, даже чрезвычайно часто мне и моему коллеге Гризлиману задают вопрос, каким боем играть ту или иную песню. Да и на множестве других форумов, прикрепленных к ресурсам текстов песен с аккордами и не только, звучат те же самые вопросы. Многие наивно полагают, что если они будут играть так, как это делает сам исполнитель, то песня будет звучать максимально похоже. К сожалению, это не так. И связано это с тем, что кроме гитары в ансамблях (группах) существуют и другие инструменты, которые вносят дополнения и разнообразие в ритмический рисунок песни, штрих. Также есть необходимость не загружать общий звук песни (музыки), поэтому аккомпанемент гитары в группе зачастую идет в облегченной версии, нежели при исполнении акустически под одну гитару. Поэтому, лично я применяю различные штрихи при игре боем, которые наиболее полно выражают мысль и общий саунд песни, а не играю оригинальным боем исполнителя песни. Это позволяет добиться наибольшей схожести с самой песней в оригинальном исполнении.

Поэтому, рекомендую побольше экспериментировать с боем и учиться слышать, как более похоже можно сыграть ту или иную песню. Полезно также подыгрывать песне, играть вместе с оригиналом. Это поможет не только отработать штрих (бой) но и научиться слышать гармонию.

Итак, теперь к самому бою. Элементарщина, которую я часто вижу, выглядит в форме «вверх-вниз-глушение». Элементарщиной оно является потому, что не отражает штриха боя. Эта форма не говорит о том, как выполнять данные манипуляции, а именно от этого будет зависеть конечный звук при исполнении. Поэтому, такие записи я считаю ПОЧТИ бесполезными.

Давайте попробуем разобраться в элементарных элементах боя (извините за каламбур), то есть попробуем выяснить, что мы имеем для исполнения боя. Ну, во-первых, это сами струны, а точнее 6 струн и их расположение. Что это дает? Как помним, самая высокая и тонкая струна находится снизу в противоположность самой толстой. При проведении пальцами по струнам мы получаем не одновременное звукоизвлечение со всех струн, а последовательное. Таким образом, у нас выходят уже два простейших штриха: вверх и вниз. Во-вторых, на руке имеется пять пальцев, что дает нам возможность использовать различные комбинации (сочетания) пальцев как одновременно, так и последовательно. Каждый палец может двигаться по своей траектории и в своем ритме. Кроме того, мы можем в определенные моменты ударять-дергать определенные струны, а не все и в определенных направлениях, что разнообразит наш штрих.

Вот тут и стоит заикнуться о аккордах, точнее о их теоретической части, их строении. Дело в том, что аккорд имеет главный звук, так называемую приму или тонику аккорда. Именно расположение ее на грифе гитары говорит о том, какие струны предпочтительно ударять-дергать в данный момент. Не меньшим значением обладает и квинта аккорда, так как зачастую происходит чередование прима-квинта аккорда, что в свою очередь определяет струны, которые надо ударять-дергать в определенный момент.

Предыдущий абзац мало о чем скажет новичкам, на коих и рассчитана данная статья, поэтому скажу простым языком. Вам придется или выучить строение аккордов или просто зазубрить на какой струне в каком аккорде находится бас, то есть пресловутая прима. Еще проще говоря, вы берете аккорд и, к примеру, знаете, что надо начинать с пятой струны, а не с шестой или четвертой и так далее.

В-третьих, не стоит забывать, что каждый палец имеет подушечку и ноготь. Звук, полученный тем или другим, отличается по тембру. Удобство еще и в том, что у большого пальца ноготь получается сверху, а у всех остальных снизу, что позволяет нам еще более разнообразить штрих боя.

В-четвертых, есть несколько видов глушения. Это глушение ребром ладони (мякотью), глушение основанием (мякотью) большого пальца, большим пальцем или другими, глушение пальцами левой руки, путем приотпуска зажатой струны (струн) или прикосновением пальцем звучащей струны.

Итак, подведем предварительные итоги. У нас есть шесть струн и не обязательно лупить по ним по всем одновременно, можно комбинировать струны в различных сочетаниях и направлениях (вверх-вниз); Стоит научиться пользоваться всеми пальцами правой руки в различных сочетаниях (не обязательно в каждом штрихе применять все пальцы, есть штрихи и одним пальцем); Использование сочетаний подушечка-ноготь, разнообразит штрих и звук боя, так же как и глушение разными методами. Кроме того, при игре аккордами с добавлением надстроек (не основных звуков), можно в аккомпанемент на ходу вставлять мелодию, не прекращая игры боем. Для этого освобождаются один-два пальца для игры мелодии, а на левой руке свободные пальцы зажимают нужные звуки, помимо основного аккорда, либо при бое пальцы правой пуки лишь акцентируют ту струну, на которой(ых) идет мелодия.

Перейдем к практике. От простого к сложному. На самом деле, в бое нет ничего сложного, но по мере усложнения штриха боя вам придется быть более внимательным к движениям правой руки.

Существуют три вида движения правой руки при игре боем, впрочем, как и при игре медиатором (как аккомпанемента так и мелодии). Это плечевое движение, когда все предплечье от локтя движется вверх-вниз, кистевое, когда кисть движется вверх-вниз, напоминая движение маятника и, наконец, кистевое вращательное, когда кисть поворачивается относительно оси предплечья (стоит уточнить, что предплечье, это часть руки от локтя, до кисти). Плечевое движение является самым неэкономичным, а кистевое вращательное самым удобным, правда не во всех штрихах. Стоит к этому списку движений добавить также пальцевое движение, самое экономичное, когда ни рука, ни кисть не двигаются, а лишь движется палец вверх-вниз. А также движение кисти (в кистевом суставе) от струн (при щипке). Часто эти виды движений комбинируются как одновременно, так и последовательно.

Итак, от простого к сложному. Все знают, как показывать рукой знак ОК? А как дают щелбана? Вот это начальная фаза движения, точнее, первая позиция пальцев. Указательный палец закруглен к большому, а средний, безымянный и мизинец выпрямлены и сложены вместе. Ни в коем случае в процессе не стоит их сгибать, как, впрочем, и напрягать. Хоть данное упражнение и для тех, кто вообще впервые держит в руках гитару и ни разу не бренькнул еще по струнам (надеюсь вам кто-нибудь показал хоть один аккорд или вы его нашли в книжке), но будет полезно также и любому другому гитаристу. Азы, знаете ли. Так вот, сядьте, зажмите какой-нибудь аккорд, например, Em (Ми минор – 000220), поставьте правую руку как показано на фото в уроках про посадку и постановку рук, так, чтобы пальцы были почти перпендикулярно струнам под небольшим углом. Приведите руку в начальную фазу типа ОК и легонько «щелкните» по всем струнам сверху вниз ногтем. Можете себе помочь небольшим кистевым движением (маятниковым) сверху вниз. Не напрягайте сильно палец и не помогайте указательному пальцу большим пальцем. Указательный палец должен свободно и расслабленно проскользить по всем струнам, распрямляясь только за счет первой фаланги (около ладони), что позволит пальцу не застревать в струнах и не рвать их. Старайтесь расслаблять палец и кисть. Это позволит получить самый громкий и выразительный звук и в то же время не порвать струны. Лично у меня на гитаре струны уже более 5 лет стоят. Выволните это упражнение до тех пол, пока палец не будет свободно скользить по всем струнам и не застревать в них.

Далее идет обратное движение указательного пальца, то есть, снизу вверх подушечкой пальца. Представьте, что вы гладите подушечкой пальца девушку по спине (или парня, если вы девушка :), а гладить надо нежно. Расслабленный палец создает легкое давление, но под любыми неровностями податлив. Есть только легкое прикосновение. Вот так и проведите снизу вверх по струнам. Не загибайте слишком палец, чтобы он не застрял в струнах. Сделайте так несколько раз.

Теперь соединяем движения вниз и вверх. Угол пальца относительно струн при движении (закругленность) меняете только в самой нижней и верхней точках движения, чтобы палец не застревал в струнах.

И зачем это все я такую белиберду рассказываю? А затем, что это основное движение почти любого боя.

Итак, самый простой бой, это движение указательным пальцем вниз-вверх по струнам равномерно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Просмотров: 11587 | Добавил: All-Krage | Рейтинг: 4.4 |
Всего комментариев: 3
3 Игорь Т.  
0
1 Даша (2009-01-10 8:54 Pm)
толку на два слова, а писал долго... тьху ты бред...

Дашенька-Солнце, что бы написать так лаконично (коротко), нужен талант.
Спасибо за УРОК, буду ждать продолжения!


2 Люба  
0
Спасибо за статью! =)) Вот являюсь новичком и вот правая рука создает гораздо больше проблем, чем левая! Переборы - всё понятно, но вот положение пальцев при бое - бедааа =((( Спасибо Вам за первые объяснения! )))

1 Даша  
0
толку на два слова, а писал долго... тьху ты бред...
Ответ: бред бредом, а статья чуть ли не в 10 раз больше по объему, плюс аудио- и видеоматериалы.
Насчет "двух слов". Все понимают как надо садиться правильно при игре на гитаре, но что-то мало кто правильно садится.
То же самое касается и боев. Ибо знать, еще не значит понимать. А то что здесь, так это самое начало статьи. И действительно, из этого кусочка вы нихрена не поймете.

Если эти два слова заключались в движении "вверх-вниз", то покажите мне как правильно делать это движение... Что-то новички ничерта неправильно делают, и у них дооолго не получается ничего. Так в чем же проблема? А ведь бой разучивается и обтаратывается меньше чем за неделю. Так что ваше "Бред" это ваше ИМХО!


Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz
Календарь новостей
«  Сентябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
я и гитара

ПОСЛЕДНЕЕ НА ФОРУМЕ
Статистика


Rambler's Top100

Счетчик посещений Counter.CO.KZ
 
СЕГОДНЯ БЫЛИ