В этой статье пойдет речь о восприятии элементов окружающего мира и как следсвия, реакции на них.
Что делать, учить ноты или зубрить их? А может они и вовсе не нужны?
Долго я шел до того периода, когда смог наконец себя заставить выучить ноты. Однако выучить ноты, это еще не значит хорошо ими пользоваться. Расскажу историю, которая приключилась со мной, когда я разными методами пытался выучить ноты, и что это дало мне.
Первоначально я просто рисовал ноты, наблюдал ноты и пытался их называть. Это дало мне некоторый старт. Через некоторое время я мог назвать некоторые ноты без подсказок, но иногда и ошибался или затруднялся ответить. Немного позднее я стал пользоваться программкой КейНот, которая выдавала ноты, а пользователю необходимо было нажать кнопку с названием, соответствующим данной ноте. Все это делалось на время. Через некий период времени я достиг некоего рекорда по скорости называния нот. Но, к сожалению, заметил, что чем быстрее я называл ноты, тем меньше я уделял внимания именно им. Процесс дошел до автоматизма, который для гитары был бесполезен. Поясню, дело в том, что при виде ноты, я ее уже не называл, а автоматически тянулся к кнопке, которая визуально соответствовала выведенной ноте. Таким образом, я уже не воспринимал ноты как ноты, они уже не учились, то есть не откладывались в голове. Игра перешла с разряда изучения нот в разряд отработки реакции. Визуальная и мышечная память и рефлексы работали достаточно хорошо, но ноты уже не воспринимались.
Тогда я выключил таймер и намеренно медленно начал называть ноты, произнося их названия вслух и ассоциируя ноту с ее названием (изображением). Результат был плачевный. На малой скорости я просто заикался, называя ноты, путался, что говорило о том, что ноты я так и не выучил хорошо. То есть скорость «угадывания» нот в программе не гарантировала, что ноты вы будете знать хорошо.
Однако это было лишь вершиной айсберга под названием восприятие, от которого зависит наша реакция, а более направленно говоря, воспроизведение произведения напрямую с листа без предварительного разбора. Ведь именно такую цель я для себя ставил.
Впоследствии, при попытке игры с листа, столкнулся с еще одной проблемой. Она заключалась в том, что кроме того, что необходимо знать ноты, так еще надо знать и то, где они расположены на грифе гитары. Это усложнялось еще и тем, что одна и та же нота встречается в разных местах на разных струнах. К этому прибавлялось еще и то, что присутствовала необходимость следить еще и за аппликатурой, указанной в нотах.
Процесс разбора произведения с листа выглядел примерно таким образом: сначала нота осознавалась, то есть называлась про себя, а потом искалось место на грифе, где эта нота располагалась. Нечего и говорить, что такой процесс был нудным и долгим. В итоге, произведение просто выучивалось (зазубривалось) механически на уровне движений пальцев и отрабатывалось уже не по нотам, а на память по моторике. Такой способ разбора произведений имел существенный недостаток. Когда это произведение долго не игралось, забывались кусочки его, и очень сложно было восстановить их по нотам, так как на память ноты совершенно не запоминались, а двигательная память уже была сбита.
Преподаватели боролись за чистоту обучения. Настаивали на постоянное чтение нот с листа, что могло привести к более свободному владению нотным текстом. В этом случае ноты уже не назывались про себя, да и не искались на грифе гитары. Процесс переходил на автоматический уровень, подобный с эффектом программы КейНот. Нота воспринималась как графический символ, а пальцы сами тянулись к нужному месту на грифе. Причем, опять же, нота как таковая по названию не осознавалась. В принципе, на начальных уровнях без сольфеджио она также не осознавалась и звуковысотно. Все происходило чисто автоматически.
Проблема заключается в том, что при такой методике необходимо выстраивать занятия, а точнее список произведений для чтения с листа, начиная с самых простых (этюдов и легких мелодий), постепенно увеличивая сложность. Причем процесс должен быть непрерывным, каждодневным. Самоучке же выстроить себе самому грамотно такой список произведений представляется нереальным. В итоге, процесс нудный, долгий и неинтересный, хотя и не бесплодный.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...