Вторник, 2024-03-19, 12:06 PM
 
Начало Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость"
Меню сайта
Разделы новостей
Гитара [13]
Все что связано с гитарой
Семиструнная гитара [6]
Статьи про русскую семиструнку, уроки
Музыкальная теория [150]
Материалы по музыкальной теории
Наш опрос
Как вы оцениваете содержание сайта?
Всего ответов: 737
Новости сайта
» 2007 » Сентябрь » 12 » ИМПРОВИЗАЦИЯ. Основы.
ИМПРОВИЗАЦИЯ. Основы.
ИМПРОВИЗАЦИЯ [ит. improvvisazione] - сочинение стихов, музыкальной пьесы или речи в момент исполнения, без предварительной к этому подготовки. (из словаря иностранных слов)

Сюда же, пожалуй, я отнесу и исполнение аккомпанемента без предварительной подготовки, так как импровизация может быть как сольной, так и коллективной.

Что необходимо знать для импровизации? Как импровизировать? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в этой статье.

В мире существуют музыканты, которые импровизируют на слух, не зная нот. Но это скорее талант, дар, который дан немногим. Лично я таким даром не обладаю, поэтому приходится подковываться теоретически. Знание нотной грамоты не только не помешает вам, но и поможет обогатить ваш багаж как музыканта-импровизатора. Кроме того, необходимо знать теорию строения музыки, музыкальную форму.....

 

Исполнение музыки на гитаре можно попросту назвать знанием, куда надо тыкать и где дергать, выраженным в действии. Это касается как исполнителей, так и импровизаторов. Действительно, рассматривая процесс музицирования на гитаре, можно сказать, что человек лишь ставит нужные пальцы на нужные лады и дергает нужные струны нужными пальцами. И всего-то. Ничего сложного :) Это «жонглирование» собственными пальцами, пальцевая акробатика. Как и в любом другом спорте (неужели я назвал музыку спортом?), нет, лучше сказать, управлении телом, владение определенными движениями приходит со временем и тренировками.

И что, остается всего лишь знания куда тыкать? Тьфу, какая ерунда, подумаешь :) Теория музыки и инструмент занимаются этим.

 

Музицировать, а точнее импровизировать одному, конечно, легче, чем в коллективе. Представьте себе, вы играете и заранее можете обдумать свои ходы, ваши будущие музыкальные па. Все ограничивается лишь вашим воображением и физическими возможностями. А вот импровизация в коллективе намного сложнее. Вы когда-нибудь видели выступления по синхронному плаванию или другим синхронным видам спорта? Участники делают все одинаково, хоть часто и не видят друг друга. Они уже знают что делать. А представьте, что случится, если каждый из них начнет импровизировать. Конечно, они собьются. Здесь можно импровизировать только в пределах определенных блоков, рамок, которые позволяют не сбиться и не сбить партнера и по предварительной договоренности. Тогда исполнение обрастет различными чудесными украшениями и обретет порой неожиданные повороты, но синхронно.

Так что же надо знать, для того, чтобы тыкать куда надо? Ну, договоримся, что ноты нам только помогут. Скажем, нотная грамота, это описание символов, применяемых для записи музыки и их синтаксис. Не более. Также надо знать другие элементы и термины для записи музыкальных элементов. Это такие, как названия аккордов, тональностей, определения музыкальных терминов, то есть тот профессиональный язык, на котором вам придется общаться в музыкальной среде. Можно, конечно, и без всего этого, но в таком случае вы останетесь не более чем дилетантом в музыкальной области, несмотря на то, как бы вы хорошо не играли.

А теперь приступим к элементарной теории, которую я попытаюсь показать на пальцах. Прежде всего усвоим, что звуков всего существует 12 штук. Не по высоте, а по названиям. Далее они повторяются. Для большего понимания можно ознакомиться со статьей http://all-krage.narod.ru/Musicschool/Theory01.html  Эти 12 звуков составляют октаву, а несколько таких октав составляет весь диапазон звука, то есть звукоряд. Используя все 12 звуков звукоряда, то есть, попросту говоря, тыкая на грифе гитары куда попало, как попало и когда попало, мы получим одну какофонию. Не густо. Ну, естественно, мы же пытались применить сразу все краски. Это напоминает авангард или модернизм. Куча красок на одном холсте и ничего, совершенно ничего не понятно. Эдакий черный квадрат Малевича, порезанный на пазлы. Музыка же в основном пишется и исполняется в определенный момент в определенной тональности. Что такое тональность? Тональность это «организация звуков вокруг основного, опорного звука». Лично мне бы такое определение в начале обучения ничего не сказало бы. Поэтому скажу проще. Тональность это набор звуков, которые могут использоваться в данной исполняемой музыки. В основном, тональность состоит из семи звуков. То есть, берем 12 звуков, выкидываем из них 5 звуков и оставляем 7. И ни в коем случае (за исключением определенных моментов, которые будут оговорены много позднее) вы не можете использовать 5 ненужных звуков, то есть не тыкайте на грифе туда, где они расположены. Зато по оставшимся семи звукам вы можете погулять почти как вам заблагорассудится. Правда, это относится лишь к одноголосью. При одновременном взятии нескольких звуков, стоит учитывать, как они сочетаются друг с другом, как сочетаются последовательности таких многозвучий, называемых аккордами. А этим уже занимается гармония, то есть наука о взаимодействии звуков между собой, как я ее назвал. А вот официально Гармония определяется так:

ГАРМОНИЯ [< гр. Harmonia связь, созвучие, соразмерность] – 1) стройная согласованность частей одного целого; 2) в архитектуре и в изобразительных искусствах – СОГЛАСОВАННОЕ и соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения; 3) муз. а) отдел теории музыки, излагающий построение аккордов, их взаимодействия в общем процессе музыкального развития; б) одновременное звучание нескольких созвучных тонов; 4) согласие, единодушие.

Я думаю, этого достаточно для понимания.

Собственно, у каждой тональности, то есть набора из семи звуков, есть один самый главный звук, опорный, называемый иначе ТОНИКОЙ или основанием. Именно от него строится тональность.

Существует несколько видов тональностей, различаемых внутренним строением, а так как у нас всего 12 звуков в звукоряде, то строя от каждого из них тональность получаем в каждом виде тональности 12 тональностей. Для более легкого понимания скажу, что из видов тональностей есть два основных вида: натуральный мажор (иначе просто мажор) и натуральный минор (минор) существует 12 мажорных и 12 минорных тональностей (не по названиям; у одной и той же тональности может быть несколько разных названий, но об этом потом. сейчас вам это не надо). http://all-krage.narod.ru/Musicschool/Theory06-03.html

Аккорды это тоже набор звуков, только состоящий из трех или более звуков. Основные из них это мажорные и минорные аккорды, называемые трезвучиями, так как состоят из трех звуков. Их тоже по 12 аккордов в каждом виде. 12 мажорных и 12 минорных. Итого 24 штучки. Но в тональность из этих 24 входят и могут применяться только 6 штук, что обусловлено тем, что звуки аккорда должны все содержаться в тональности, то есть в тех 7 звуках, которые выбраны. http://all-krage.narod.ru/Musicschool/Theory06-04.html

Вот, в принципе, и вся основа, которую надо знать для элементарной импровизации.

Но мы пойдем дальше…

 

 ПОКА СТАТЬЯ ОТНОСИТСЯ К ИДЕЯМ-НАБРОСКАМ, ТАК ЧТО
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Просмотров: 3648 | Добавил: All-Krage | Рейтинг: 4.0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz
Календарь новостей
«  Сентябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
я и гитара

ПОСЛЕДНЕЕ НА ФОРУМЕ
Статистика


Rambler's Top100

Счетчик посещений Counter.CO.KZ
 
СЕГОДНЯ БЫЛИ