ШЕСТИСТРУННАЯ И СЕМИСТРУНАЯ ГИТАРЫ.
ПРИЧИНЫ НЕРАСПРОСТРАНЕННОСТИ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ.
В самоучителях по семиструнной гитаре можно встретить такие упоминания, что шестиструнная гитара не имела успеха в России, а семиструнная гитара наоборот была очень распространена. «Бред!» - закричите вы. Вполне возможно. Сейчас это кажется бредом, а лет 30 назад может так оно и было.
Но сейчас, куда ни глянь, везде шестиструнная гитара. Так почему семиструнная гитара не имеет широкого распространения? Тому очень большой ряд причин.
Мой интерес к семиструнной гитаре возник наряду с интересом к гитаре вообще. Для себя я пытался выбрать, какая гитара мне подойдет, какая будет лучше, «круче». Однако, куда не смотрел, везде были шестиструнные гитары и литература для них.
Долгое время я вообще ни у кого не мог узнать, как настраивается семиструнная гитара, пока в букинистике мне не попалась довольно хорошо сохранившаяся книга, по-видимому лежавшая у кого-то без дела, «Школа игры на семиструнной гитаре» В. Сазонова. Стоила 40 рублей. Денег у меня не было и я сел на автобус, съездил домой за деньгами, и, через полтора часа, заветная книженция была у меня в руках.
Первая мысль, когда я узнал строй семиструнной гитары, была вроде «на ней легче играть». Умозаключение свое я основал лишь на одном факте, по которому открытые струны образуют аккорд G (Соль мажор), а для того чтобы взять любой другой мажорный аккорд, надо просто поставить барре. Ну, это вот, действительно оказалось бредом.
Семиструнная гитара существует в нашей стране уже более двухсот лет. Изобретена она была якобы А.Сихрой – музыкантом-виртуозом, арфистом в конце XVIII века (1790г). И получила статус народного инструмента. Сихра был основателем образцового метода игры на семиструнной гитаре, школы для нее.
А сегодня попробуй найти преподавателя, который тебя станет учить игре на семиструнной гитаре.
Причин такому много. И тут скорее дело не в Октябрьской революции (шутка).
Представьте себе, статус народного инструмента. Музыканты-этузиасты и гитаристы-любители создают своими силами репертуар для семиструнной гитары. В большинстве своем это переложения народных мелодий. Некоторые пишут и собственные произведения для семиструнки. Однако, надо учесть, что музыканты разделяются как минимум на две категории: Композиторы и исполнители. Труд первых – создание произведений, их адаптация для инструмента, труд вторых – четкое и выразительное исполнение, которое может не только ущипнуть, задеть душу, а выбить ее из колеи. Но процентное соотношение между этими двумя видами музыкантов явно неравен. Большинство школ учат исполнению, но мало кто может научить сочинению, это идет из души. Ее индивидуальность, красочность, личностность выражается в произведении, и только тогда, оно может считаться успешным, а не «механическим».
Но обратимся к началу XX века. Переломного такого, смешного века, «Ха-ха» века, как его любили называть. К Западу и Америке. Ведь у них тоже своя народность образовалась. И она естественно была отлична от нашей. (прошу не путать слова отличие и отлично).
По какой-то причине там была распространена именно шестиструнная гитара. Обладая хорошими солирующими и широкими аккомпанирующими свойствами, благодаря «универсальному» строю, она прямо разбежалась по Западу и Америке. В Америке начинают появляться огромное количество музыкальных стилей, в которых шестиструнная гитара имеет далеко не последнюю роль.
В середине XX века появляется первая электрогитара, и надо предполагать, шестиструнная. Она, конечно, сразу привлекает к себе большой интерес народных масс, своими звуковыми возможностями. На ее основе в достаточно небольшой период времени создается много групп, совмещающих и интерпретирующих ранние музыкальные стили.
А у нас в это время СССР, КГБ и Цензура. Но в Советский Союз проникают пластинки со звучанием популярных групп. И завоевывают внимание и сердца подростков тех времен.
И тут срабатывает обыкновенный механизм идеализации. Если твой кумир играет на шестиструнной гитаре, то почему ты должен выбирать что-то другое. Шестиструнная и только шестиструнная гитара! Тем более, что в СССР зарубежная рок музыка не только не была в почете, но и даже являлась предметом запретов, и для семиструнной гитары естественно никто не догадался создать аналогичный репертуар.
Тут и пошел переход от самодеятельности, обыкновенной авторской (бардовской) песни к самовыражению в Рок-н-Ролле. И главной богиней оказалась шестиструнная гитара, а точнее электрогитара. Семиструнка была поставлена в угол или заброшена на шкаф. Оставалось все меньше приверженцев романсов и другой семиструнной музыки.
Писать для семиструнной гитары уже было почти некому. Вот и пришел ее упадок.
Выйдя сейчас на сцену с семиструнной гитарой, можно быть освистанным. Многие скажут: «Зачем изобретать колесо? Ведь есть же шестиструнка…». Да, но в последнее время так много групп, звучащих настолько одинаково, что пора задуматься о семиструнной гитаре. О новом репертуаре для нее. О адаптации под нынешние потребности.
На данных страницах я буду выкладывать не только произведения классиков семиструнной гитары, но и буду делать вольные переложения интересных мелодий и песен. Если у вас есть нотный материал, хрестоматии для семиструнной гитары, то я буду рад, если вы поделитесь им и поможете семиструнной гитаре стать крепко на ноги наравне с шестиструнной гитарой.
Люди вообще ленивые, поэтому, пока они не увидят примеров и не почувствуют, что с семиструнной гитарой можно сделать что-то интересное, они не возьмутся за нее. Поэтому, придется мне поднапрячься, чтобы доказать, что семиструнная гитара имеет право на широкое существование в народе!
Те, кому интересно, могут послушать набросок, который я записал на семиструнной гитаре (1,72 Мб) Гималаи
© Alliot Krage (Эллиот Крэйг) |