Вторник, 2024-03-19, 9:16 AM
 
Начало Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость"
Меню сайта
Разделы новостей
Гитара [13]
Все что связано с гитарой
Семиструнная гитара [6]
Статьи про русскую семиструнку, уроки
Музыкальная теория [150]
Материалы по музыкальной теории
Наш опрос
Как вы оцениваете содержание сайта?
Всего ответов: 737
Новости сайта
» 2007 » Сентябрь » 14 » ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ
ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ
      Почему семиструнная гитара? Да потому что! Потому, что уже забыли ее, она стала редким инструментом, о ней почти никто ничего не знает. Осталось мало людей знающих хорошо русскую семиструнную гитару. Не путайте с американской семистрункой.

Почему-то сложилось мнение, что на семиструнке ничего толкового нельзя сделать, или что на ней нельзя играть классику, или что она только для русских романсов. Семиструнная гитара ассоциируется с Владимиром Высотским и блатным боем.

И все?! Ну уж нет. Семиструнная гитара истинно народный инструмент, на котором можно сделать многое. Попытаюсь раскрыть эту тему.

Кто изобрел семиструнную гитару я так и не выяснил толком, так как разные источники глаголят разное.

Вот один из моих постов на одном из форумов и ответы на него:

 

у меня тут вопрос по истории семиструнной гитары.

В разных источниках сказано разное, но мне все же хочется выяснить, КТО был изобретателем семиструнной гитары. Делаю упор на РУССКУЮ семиструнку со строем DHGDHGD.

Американскую я так понимаю изобрел Джордж Ван Эпс, который умер 16 декабря 1998.

а вот с Русской проблемы. во всех печатных самоучителях упоминается изобретателем семиструнки Андрей Осипович Сихра, да и в интернете втречается следующее: "В конце 1790 г. известный виртуоз в Вильне, Андрей

Осипович Сихра, усовершенствовал Гитару, прибавив к ней седьмую струну; его

же следует считать изобретателем кварт-гитары, которая строится квартою

выше семиструнной. Семиструнная Г. Сихры приобрела особенную

популярность в России.".

Далее встречаю следующее упоминание А.И.Матяева:"Семиструнная гитара была завезена к нам из Польши (окраины Российской империи) и "прижилась" у нас на рубеже 19 века. Исторически нет оснований называть ее русской - лишь только географически. Она существует только в России и ее присутствие не отмечено вниманием крупных отечественных композиторов. Поэтому ей трудно конкурировать с шестиструнной по части репертуара. Отсюда репертуар семиструнной в основном, - сочинения дилетантов и естественно, не всегда достаточно грамотные переложения и обработки. Это проявляется и в незнании законов гармонии и голосоведения, не говоря о форме сочинений. Если и встречаются грамотные - это скорее исключения из правил."

 

Еще дальше:"Среда, 16.07.2003, 12:12 | Культура и кино

Скончался изобретатель семиструнной гитары Куба простилась со своим любимым голосом.

 

Вчера похоронен легендарный Компая Сегундо. Он умер в возрасте 95 лет. Свой первый диск певец записал почти 70 лет назад, но продолжал выступать до последних дней своей жизни. Сегундо был основателем нового направления в кубинской музыке, которое представляло собой сочетание африканских ритмов и испанских мотивов. Он известен еще и тем, что изобрел особую семиструнную гитару."

И наконец на сайте Академии гитары:"...семиструнная гитара, родившись во Франции (многие ученые считают изобретателем ее известного французского гитариста XIX века Наполеона Коста), мировое признание получила, только попав на благодатную почву русской музыки. И именно Россия стала ее второй родиной, так что во всем мире она даже называться стала не иначе, как русская семиструнная гитара."

 

Так КТО ЖЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО является изобреталелем (основоположником) РУССКОЙ семиструнной гитары? Андрей Осипович Сихра, Компая Сегундо, Наполеон Кост или кто-либо еще? И в какой стране и городе семиструнка вообще родилась?

Ваши соображения на эту тему! Заранее благодарен.

 

Ответ Rustik68

Наполеон Кост жил в нашем бренном мире с 1805 по 1883гг., в то время как по сведениям собранным С.Тавровским о А.О.Сихре, последний: "В конце 90-х годов XVIII столетия сделал в Вильно (официальное название города Вильнюс до 1939 г.) первый опыт устройства семиструнной гитары, привез ее в Москву, там усовершенствовал и, переселившись после 1812 года в Петербург, вплоть до своей смерти пропагандировал этот инструмент." (см. http://abc-guitar.narod.ru/pages/sichra.htm )

Так и получается, что А.О.Сихра пользовал семиструнку до появления на свет Наполеона (Коста, разумеется). Так что далеко лазить не надо. - Даже ни одной книжицы в руки не брал, тыкнул яндекс и фсё.

Что до русскости и историчности "русской семиструнки", то да, Сихра был чехом по происхождению, а проживал в Прибалтике, или как сейчас называют - одной из стран Балтии, входивших в то время в состав Российской Империи. Но как можно говорить о русскости или не русскости происхождения инструмента? Кто тогда А.С.Пушкин? - Великий русский писатель и поэт, или талантливый абиссинец? Кто Н.В.Гоголь - Великий русский писатель или Великий малороссийский мастер слова изъяснявшийся москальскою мовой? Вообще кто создавал "русскую культуру", - только этнические русские? 

События подобного толка надо рассматривать в историческом и культурном контексте, тогда будет меньше путаницы, ну... при такой системе координат.

С уважением, Р.А.

П.С.

Хотя в целом вопрос интересен, ведь здесь надо доподлинно знать, что у изобретения Сихры не было адекватных прототипов.

 

Пишет De Niss из Академии гитары:

На более поздние годы жизни Наполеона Коста также указывал Матанья Офи примерно полгода назад. Он обещал дать в перевод свою статью по истории русской гитары, но пока по объективным причинам не получилось.

 

Честно скажу, я очень сомневаюсь, что Сихру можно считать единственным создателем семиструнной гитары. Варианты с разным количеством струн появлялись и раньше, но наверняка информации о многих из таких инструментов просто не осталось. Когда инструмент не популярен широко, о нем не говорят. Определить же сейчас, делал ли Сихра семиструнку по своему замыслу, или у кого-то подглядел идею - сложно.

 

 

Пишет PM:

Польский след:

Воспоминания Ф.В. Булгарина (1789-1859) "В Польше также в каждом шляхетском доме занимаются музыкой. Почти каждая бедная шляхтяночка играла в то время на польской гитаре (с семью железными струнами)" (http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Bulgarin/Bulgarin_1_2.htm)

Или у Даля: "Гитара - ж. струнное музыкальное орудие, на котором играют щипком; кузов в виде цифры 8, ручка прямая, с ладами; на италиянской гитаре шесть струн, на польской семь, но строй первой объемистее. В Москве, гитарой зовут долгие дрожки, не круглые, не пролетки, калибер.

 

Пишет Rustik68

romanos писал(а):

«Стандартный строй цитр 18го века: аккорд до-мажор. Так что генеалогия 7стунки очевидна.»

Да, Сихра видимо совместил строй алеманской цитры с италиянской гитарой (бо, именно такая версия имела наибольшее хождение из импортированного в Вост.Европу) это были именно прототипы, а не простые переделки с добавлением струны.

Не в курсе только совпадала ли тесситура сихровской гитары с современной "русской" семистрункой, а также были ли вообще различия в аспекте конструктивных нюансов: расстояние между струнами, устройством пружин etc. Видимо, пружины современных семиструнок, скорее всего взяты от последних веяний испанидадских собратьев, ну... предполагаю лишь только сие.

С уважением, Р.А.

 

 

Часто, увидев у меня семиструнную гитару или услышав, что я о ней говорю, мне задают вопрос:

- А чем отличается семиструнная гитара от шестиструнной?

- Количеством струн – отвечаю я, улыбаясь.

- Не, ну это понятно, а чем вообще? – следует вопрос.

- Ну, строем и выразительными возможностями.

- А на какой гитаре легче играть? На шестиструнке или на семиструнке?

- На той, на которой будешь учиться играть!

 

Я считаю, ставить таким образом вопрос нельзя. Есть разные уровни игры на гитаре. Гитара – есть гитара. И насколько ты научился на ней играть, такова и сложность. А семиструнная ли это гитара или шестиструнная большой разницы не имеет. Ну, может расстояние между струн, но это тоже большого значения не имеет.
Возможности семиструнной гитары на данный момент сильно занижены. Она не популярна. По ней очень трудно найти материал, ноты, книги. Почти невозможно. А то, что есть, чересчур уже старо. Популярность приобрела шестиструнная гитара и, по-видимому, не собирается в ближайшие года покидать свой олимп. Для шестиструнной гитары существует богатая библиотека произведений как классических, так и современных популярных произведений в нотах и табулатурах. Увы, этим не может похвастаться русская семиструнная гитара. Ну не хочет никто напрягаться и пытаться раскрыть этот инструмент во всем его великолепии. 
  
© Alliot Krage (Эллиот Крэйг)
Категория: Семиструнная гитара | Просмотров: 4382 | Добавил: All-Krage | Рейтинг: 0.0 |
Всего комментариев: 1
1 Прохожий  
0
Посмотрите по ссылкам:
http://classic-guitar.ru/forum/showthread.php?t=794
и еще
http://classic-guitar.ru/forum/showthread.php?t=83

Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz
Календарь новостей
«  Сентябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
я и гитара

ПОСЛЕДНЕЕ НА ФОРУМЕ
Статистика


Rambler's Top100

Счетчик посещений Counter.CO.KZ
 
СЕГОДНЯ БЫЛИ