Четверг, 2024-11-21, 9:29 PM
 
Начало Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость"
Меню сайта
Разделы новостей
Гитара [13]
Все что связано с гитарой
Семиструнная гитара [6]
Статьи про русскую семиструнку, уроки
Музыкальная теория [150]
Материалы по музыкальной теории
Наш опрос
Как вы оцениваете содержание сайта?
Всего ответов: 737
Новости сайта
» 2007 » Сентябрь » 15 » ГАРМОНИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ. Основы.
ГАРМОНИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ. Основы.
Внимание! Статья сильно недоделана. Следите за изменениями. Когда данная надпись исчезнет, это будет говорить о завершенности статьи.

ГАРМОНИЯ [< гр. Harmonia связь, созвучие, соразмерность] – 1) стройная согласованность частей одного целого; 2) в архитектуре и в изобразительных искусствах – СОГЛАСОВАННОЕ и соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения; 3) муз. а) отдел теории музыки, излагающий построение аккордов, их взаимодействия в общем процессе музыкального развития; б) одновременное звучание нескольких созвучных тонов; 4) согласие, единодушие.

Гармония важна для импровизации и написания произведений. Без гармонии мы получим какофонию - хаотическое сочетание звуков, производящее антиэстетическое впечатление.

В свое время, понимая необходимость знания гармонии, великой науки о сочетании звуков, я начал было искать материалы по ней. И ничего не нашел. Нет, в последнее время я кое-что откопал, но сведения эти настолько скудны и неинтересны, что мне пришлось разработать свою гармонию. И что самое интересное, принцип работает, а главное не противоречит, а скорее подтверждает общую гармонию. Так как принцип гармонии в моем описании достаточно прост, то и раздел (тему) я назвал «ГАРМОНИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ». Я не буду приводить классическую гармонию с ее четырехголосной структурой и другую нудную информацию, которую можно найти в учебниках по гармонии. Рассмотрим все на пальцах, применительно к гитаре, да и не только к гитаре. Ведь гармония, дисциплина более теоретическая, переходящая в практику только через особенности инструмента. Но все же знать некоторые термины и их суть необходимо, чтобы мы могли с вами разговаривать на одном языке и оперировать этими элементами в гармонии. В конце я приведу список терминов и элементов, которые вам необходимо знать для большего понимания этой статьи.

 

Я называю гармонию наукой о взаимодействии и поведении тональностей (ладов), аккордов интервалов и звуков во времени. Собственно, в гармонии ограничений нет, как и в музыке, ибо музыка – предмет вкуса. А на вкус и цвет, как известно… Определенные стили имеют свои гармонические рамки, и кто знает, что за стиль вздумается придумать кому-нибудь. Не стоит зажимать человека рамками классической гармонии. Рассмотрим все гораздо шире.

Итак, элементами гармонии для изучения, как я упоминал выше, являются ТОНАЛЬНОСТЬ, ЛАД, АККОРД, ИНТЕРВАЛ И ЗВУК. К сожалению, эти термины, да и сами элементы вам необходимо знать, что впрочем, дело не долгое и не сложное.

Начнем с последовательностей аккордов, то есть со смены аккорда на другой аккорд. Как мы знаем, аккорд, это созвучие, состоящее из нескольких звуков. Смена аккорда на другой аккорд обладает качественной стороной, которая выражается количеством общих звуков у этих двух аккордов. Чем больше общих (одинаковых) звуков, тем смена аккорда звучит более гладко. Но как же быть, например, с такой вот парочкой: CDm? Ведь у них нет ни одного общего звука. Тут вмешивается тональность с ее набором аккордов. Теоретически, после любого аккорда тональности, может идти любой аккорд этой тональности. Сильных неприятных ощущений мы не получим. Все достаточно музыкально. Но качественная сторона смены аккордов все же остается и здесь. Поэтому, если вы хотите заложить в гармоническую последовательность аккомпанемента определенный смысл, вам надо будет продумать выбор аккордов. Хотя, это можно сделать и на слух :) Особенно, если у вас уже есть опыт игры различных связок аккордов.

ДЛЯ СПРАВКИ: В тональности содержатся только те аккорды, все звуки которых входят в эту тональность, то есть находятся в звукоряде данной тональности. Аккорды, в которых хотя бы один звук не входит в тональность (ее звукоряд), не принадлежат данной тональности.

Как мы помним (если помним и знали), мажорные и минорные тональности делятся на натуральные, мелодические и гармонические. Это разновидности этих ладов (мажорного и минорного лада).

 

Композиции могут писаться как в одной тональности, так и в нескольких (как в последовательной смене тональностей и ладов, так даже и в параллельном их сочетании (полиладовость, политональность)). Такие смены тональностей (последовательно во времени) называются ОТКЛОНЕНИЕМ и МОДУЛЯЦИЕЙ. Тональности межу собой различаются по СТЕПЕНИ РОДСТВА. А что такое степень родства? А опять же, та же самая качественная характеристика как в парах аккордов, то есть наличие общих звуков в паре тональностей. Чем больше общих звуков, тем выше степень родства. Самая высокая – первая. Есть также параллельные тональности, у которых все звуки одинаковы, но функционально различны, то есть, как бы стоят в другом порядке.

Степеней родства у тональностей всего существует четыре. Отклонения и модуляции звучат более гладко, если происходят в более родственную тональность, что естественно и обусловлено более большим количеством общих звуков. Они происходят по определенным правилам, которые указывают на выбор последовательности аккордов на такой связке тональностей, а также на поведении мелодии и баса. Качественная сторона связок аккордов сохраняется и в этом случае. Можно, в принципе все построить и на качественной стороне связок аккордов, то есть как я ее назвал, родстве аккордов, не обращая внимания на тональности. Все это будет соответствовать. Мы получим и модуляции и отклонения и т.д. И самое, что интересное, таким образом можно получать, да и анализировать джазовые композиции и их последовательности.

 

В общем, в предварительном итоге правило первое гармонии звучит примерно так: Сменяй все что хочешь, за чем хочешь, но чем больше общих звуков, тем лучше и ровнее звучит. Второе правило: звуки должны входить в интервалы, интервалы в аккорды, аккорды в тональности. И тогда будет все гармонично и красиво, даже если это авангард.

 

Вторая теория гармонии, которая не только подтверждает первые правила гармонии, но и более раскрывает ее возможности, как выразительного средства, касается голосоведения. Тут мы будем говорить об одноголосье или, если можно так сказать, мелодии, в параллельном сочетании с другими одноголосиями. То есть будем представлять себе многоголосие как набор одноголосий. Опять же, не зажимая себя в рамки, скажу, что теоретически за любым звуком может идти ЛЮБОЙ звук. Однако, чтобы получить более менее слушаемую музыку, придется руководствоваться некоторыми правилами.

Обыкновенная мелодия должна строится, как мы говорили выше, в тональности, то есть звуки мелодии должны входить в тональность. Это вытекает из второго правила гармонии (хотя его стоило бы назвать первым). К мелодии относятся и правила отклонений и модуляций. С одним только но. Есть функциональный вес каждого звука в тональности, то есть существуют более весомые, главные звуки и второстепенные, но об этом мы поговорим чуть позже в теме про мелодии или солообразование.

А теперь представьте, в тональности (обыкновенной) всего сем звуков. И в ней теоретически (да и практически тоже) звучать семь одноголосий. Нет, ошибся, отбросим тональность и просто в натуральном звукоряде из 12 звуков, то есть во всей звуковой системе оставим семь одноголосий. Движение каждого одноголосия может быть хаотично, чем мы получим и тональности, и отклонения, и модуляции и т.п. каждый звук мелодии может занимать любое место, то есть высоту. Представьте, если, к примеру, два одноголосия взяли один и тот же звук одновременно, два других - другой одинаковый звук, а три оставшихся – третий. Вот и получится трезвучие, то есть теоретически аккорд. А если все семь одноголосий все время играют одинаковые звуки, то выйдет обыкновенное одноголосие ОДНО, состоящее из семи одноголосий.
Но что-то, я смотрю, данная часть сложна для понимания. К чему это я? А к тому, что смены аккордов мы можем представить как движение нескольких одноголосий. А как правило, за несколькими элементами (движениями) следить сложнее, чем за одним, и чем меньше одноголосий движутся (то есть в соседних аккордах больше общих звуков), тем более явно мы это видим (слышим), то есть воспринимаем. Кроме того, однотипное, одностороннее движение воспринимается более целостно, чем разностороннее, хаотичное при одном и том же содержании голосов. Это я к связке аккордов CDm, которые не имеют общих звуков, но находятся в одной тональности. Этим, то есть односторонним однотипным движением и объясняется нормальность звучания подобной связки аккордов. Но только как связки, а не в общей картине композиции.
  
  
Copyright © Alliot Krage (Эллиот Крэйг)
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream
Категория: Музыкальная теория | Просмотров: 11469 | Добавил: All-Krage | Рейтинг: 4.4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz
Календарь новостей
«  Сентябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Форма входа
Поиск по новостям
Друзья сайта
я и гитара

ПОСЛЕДНЕЕ НА ФОРУМЕ
Статистика


Rambler's Top100

Счетчик посещений Counter.CO.KZ
 
СЕГОДНЯ БЫЛИ