На самом деле, построить аккорд по нотам, дело совершенно пустяковое. Ничего сложного в этом нет. Начнем с того, что в нотной записи по стандартной школе аккорды строятся по интервалам. Определение аккорда звучит следующим образом: АККОРД – созвучие, состоящее из трех или более звуков (не менее), которые расположены или могут быть расположены по ТЕРЦИЯМ. Я не зря выделил слово «терция». Дело в том, что каждый интервал имеет две характеристики: качественную и количественную. Количественная характеристика говорит о том, сколько ступеней охватывает данный интервал в ладу (тональности). А качественная, говорит о том, сколько тонов (полутонов) содержится в интервале. Количественная характеристика выражается названием интервала, то есть прима, секунда, терция, кварта и т.д. Качественная же выражается приписанием, каким интервалом является тот или иной интервал: малым, большим, чистым, увеличенным или уменьшенным. В записи количественная часть выражается цифрой (минус один) идущей за качественным указанием: ув., ум., ч., б. или м. Например, запись б.2 означает, что это большая секунда, м.3 – малая терция, ч.5 – чистая квинта, ув.6 – увеличенная секста, а ум.7 – уменьшенная септима и т.д. Точнее, цифра - порядковый номер интервала, а ступеней охватывает на одну меньше. Хоть терция и третья по счету, но охватывает лишь две ступени.
Вспомним, что строение мажорного аккорда – б.3-м.3, то есть 2 тона-1,5 тона, а минорного наоборот, м.3-б.3, то есть 1,5 т – 2 т.
Заметьте, здесь именно ТЕРЦИИ.
Аккорд в классическом обыкновенном виде всегда выглядит вот таким образом:
Он может находиться как на линиях нотоносца, так и между ними, но форма аккорда всегда неизменна. Каждая нота аккорда идет как бы через одну ноту (или четные или нечетные).
Для того, чтобы построить аккорд, берем основной тон, приму аккорда и от него откладываем два нужных нам интервала. Рассмотрим построение аккорда пошагово:
Шаг 1: пишем приму аккорда, то есть основной тон, который будет определять название нашего аккорда (его высотное положение).
Шаг 2: от примы откладываем терцию, то есть, руководствуясь количественной характеристикой аккорда, шагаем с первой ступеньки на третью, так как это терция.
Шаг 3: от второго звука аккорда, кстати, называемого терцией, откладываем еще одну терцию, то есть шагаем еще столько же ступенек (две) и оказываемся на пятой ступеньке. Это третий звук, называемый квинтой аккорда, так как между первым звуком аккорда(основным тоном) и третьим образуется интервал квинты ч.5.
Шаг 4: (на рисунке не показан за не надобностью) проверяем качественную сторону аккорда. Так как нам надо получить б.3-м.3. Смотрим. В данном случае у нас основной звук До. Считаем полутона: до-до#-ре-ре#-ми – четыре полутона, то есть 2 тона. Все выходит правильно. Ми-фа-фа#-соль – три полутона, то есть 1,5 тона. И здесь все правильно. Знаков альтерации не требуется.
Подсчитывать количество тонов можно также и следующим образом. Помним, что между всеми соседними звуками расстояние в один тон. Исключением являются только соседи Ми-Фа и Си-До. Между ними всего полтона. Поэтому берем количество ступеней, лежащих внутри интервала (для терции это 2, так как количество охватываемых ступеней интервалом на единицу меньше его порядкового номера), и если внутри интервала находится любая из этих связок, то отнимаем полутон. Пример: до ре ми – связки в пол тона нет поэтому 2 тона, ми фа соль – есть связка ми-фа, поэтому 2-0,5=1,5 тона. Элементарно, чтобы не считать звуки с диезами
Итак, мы получили аккорд До мажор, из которого видно, что он состоит из звуков До-Ми-Соль.
Более наглядно построение аккорда выглядит на следующем рисунке:
Шаг 1: пишем приму аккорда.
Шаг 2: от примы откладываем терцию (количесвенно)
Шаг 3: от терции аккорда откладываем еще одну терцию и получаем квинту. Она всегда получается чистая, независимо от того, мажорный или минорный аккорд.
Шаг 4: проверяем терцию аккорда: Ре-ми-фа, получается 1,5 тона, а нам нужно 2 тона поэтому перед звуком фа ставим знак повышения звука на полтона – диез. Дальше фа#-соль-соль#-ля – 1,5 тона, что и требовалось доказать.
Кстати, проверять качество интервала можно сразу при построении. Тогда шаг 2 будет выглядеть так: строим большую терцию… при необходимости проставляем нужные знаки альтерации.
Здесь мы получили аккорд Ре мажор состоящий из звуков Ре-Фа диез-Ля.
Стоит упомянуть, что у аккордов, построенных от чистых неальтерированых звуков знак диеза перед терцией аккорда говорит о мажорности аккорда, а бемоль о том, что аккорд минорный.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Ó Alliot Krage (Эллиот Крэйг) |