Порой учащиеся музыкальных заведений сталкиваются с тем фактом, что им нужно знать ключевые знаки альтерации в тональностях. Вопросы ставятся следующие:
Конечно, лучше бы это все знать на зубок, но все приходит со временем. А сейчас я вам дам пару шпоргалок, простых в применении.
1) как определить тональность по ключевым знакам альтерации.
Взгляните на квинтовый круг. Тут есть небольшая закономерность. Даже две.
а) для тональностей с диезами при ключе: возьмите последний знак диеза и посмотрите, к какой ноте он пририсован. Затем к этой ноте прибавьте один тон и вы получите тоническую ноту тональности. ПРИМЕР: два диеза при ключе. последний диез стоит в До. Прибавляем тон и получаем Ре мажор (D dur). 6 диезов при ключе, последний стоит в Ми. Прибавляем тон, получается Фа диез мажор (Fis dur).
б) для тональностей с бемолями при ключе: Примечательно, что предпоследний бемоль как раз и указывает тоническую ноту. Именно с бемолем. Исключение - Фа мажор.
Также в обратную сторону вы можете строить нужную вам тональность. Начинаете строить бемоли или диезы по квинтам, пока не дойдете до нужного знака. То есть при бемолях ставите еще один бемоль, а при диезах только до диеза в расстоянии от альтерируемой ноты на тон (то есть самого дома без альтераций).
2) Как определить, сколько знаков альтерации в данной тональности.
Для этого можно запомнить четыре несложных формулы:
Берем номер тонического звука необходимой мажорной тональности (номер его расположения в хроматическом звукоряде) и:
Для диезов
a) если номер звука больше или равен 8, то отнимаем число 7
б) если номер звука меньше или равен 7, то отнимаем число 1
Для бемолей
а) если номер звука больше или равен 7, то отнимаем его от числа 13
б) если номер звука меньше или равен 8, то отнимаем его от числа 7
(с) Эллиот Крэйг |