Изучение грифа – важный аспект гитарной деятельности. Недостаточное знание и осознание грифа гитары превращает разучивание нотного материала в мучительное, малоинтересное и тяжелое дело. Нередко именно незнание грифа гитары является камнем преткновения для новичков, который заставляет их бросать занятия на определенном уровне гитарного развития. Частенько дальше игры аккордами, да и то в небольшом количестве, дело у таких новичков не продвигается.
Рассмотрим поверхностно аспекты изучения грифа.
Для нашего изучения грифа игровым методом понадобится обыкновенный… дартс. Да-да, вы не ослышались, именно обыкновенный дартс.
На нем есть 20 секторов от 1 до 20. Берем и из числа 20 вынимаем цифру 2, то есть просто ее выдергиваем с дартса. Получится 0. Если цифра не вынимается, то можно ее просто заклеить чем-нибудь подходящим. Эти сектора будут соответствовать 19 ладам и открытой струне. Для изучения берем какую-нибудь одну струну из шести.
Метать дротики предлагаю левой рукой. Во-первых, никогда не знаешь, куда попадешь, а, во-вторых, еще и левую руку натренируешь.
Желательно повесить дартс таким способом, чтобы летящие мимо дротики не попадали в бетонную стену.
Итак, выбираем любую струну. Метаем. Смотрим, в какой сектор попал дротик и быстренько называем вслух ноту, которая расположена на ладу, которую обозначает этот сектор. Причем, стоит называть слоговое название ноты и октаву за ним.
Например, изучаем вторую струну, попали в сектор три. И сразу произносим, что на третьем ладу второй струны находится «Ре второй».
При изучении стоит применять как звуки с диезами, так и с бемолями.
Немного ранее я упоминал о восприятии. Так что хочу предупредить сразу, что, выучив расположение нот на грифе таким образом, вы особо далеко сразу не уйдете. Дело в том, что при изучении грифа существует как минимум четыре системы:
1. Приведенная только что система позволяет нам ассоциировать звуковое слоговое название с ладом гитары на определенной струне. Это не значит, что вы сразу быстро найдете нужную ноту на грифе гитары. Вам предется произвести внутри себя преобразование «нота (визуально) – нота слоговое название – слоговое название расположение на грифе гитары, лад – расположение нужного лада на грифе гитары (физуально) – физическое ощущение лада на грифе пальцем и всей рукой». Не правда ли, громоздкие преобразования происходят в нашем мозгу, при попытке играть с листа таким методом?
2. Вторая система заключается в визуальном контроле буквенно-цифровых обозначений на грифе гитары. Это по мотивам моей разметки грифа гитары, которую я приводил в школе. Здесь немного легче дело обстоит с нахождением звука на грифе гитары, так как связка внутренних преобразований «звук (слоговое название) – нужный лад» сливаются практически воедино. Однако, преобразования еще громоздки.
3. Расположение нот на грифе. То же самое, что и с буквенно-цифровым методом, но только работаем с графическим обозначением нот. При таком методе не всегда получается сразу назвать ноту, хотя игра и выполняется механически.
4. Пальцевое ощущение. Когда ноты ассоциируются с физическим ощущением в руке.
5. Графическое обозначение нот на листе с указанием номера лада и струны….
6. И так далее и тому подобное….
Проблема заключается в том, что нам придется все эти методы изучать и пытаться ассоциировать их друг с другом. Потому что, не всегда, играя по нотам, можно сразу назвать саму ноту; без гитары не всегда можно сказать на каком ладу какой струны находится определенный звук и нота; не всегда удается быстро найти нужную ноту или лад на грифе визуально; не всегда можно представить себе,как будет чувствоваться данная нота на грифе в руке физически. Все эти методы однобоки и имеют свои достоинства и недостатки, поэтому изучать их стоит вместе, пытаться ассоциировать друг с другом. Это может вас спасти от замешательства, и если одна система не сработала в голове вовремя и как надо, то, возможно, другая система вас тут же выручит. И вы заметите, что игра с листа становится не утомительной, ненавязчивой и легкой. И это после 144 нот (звуков) на грифе в каждой из систем изучения грифа. То есть, где-то около тысячи элементов в голове.
Но и это может вас не спасти. Для того, чтобы больше ориентироваться в грифе и музыке, полезно изучать различные лады (звукоряды), тональности и их формовые и аппликатурные решения на грифе гитары. Это разовьет не только ощущение грифа, но и также ваш слух.
Удачи в изучении грифа.
© Alliot Krage (Эллиот Крэйг) |