Многие утверждают, что для подбора аккордов нужно иметь слух. Но это заблуждение. Во-первых, одним слухом не обойтись, а во-вторых, слух есть у каждого, кто слышит вообще. Я не беру во внимание людей с нарушениями психики и мозга, у которых могут быть нарушены отделы мозга, отвечающие за восприятие звука… Что-то вроде звукового дальтонизма. Мы будем говорить о нормально развитых людях.
В пример я могу привести себя. Раньше, когда занимался, я свободно мог подобрать аккорды на гитаре и даже без нее по слуху. Сейчас дело обстоит хуже, так как надо заниматься чаще. А вот на фортепиано подбирать аккорды у меня не выходит до сих пор. Почему? Слух? Нет, слух тут играет важную роль, но не менее важны визуально-тактильные ощущения и ассоциативные выработанные связи. Хоть я и знаю аккорды на фортепиано, но быстро ориентироваться в них и их последовательностях не могу. Это приходит с наработкой.
Самое важное в подборе как аккордов, так и вообще всей музыки, это знания и практика. Так какие же знания необходимы?
Это строение аккордов, ладов, интервалов, содержание аккордов в ладах, различные нюансы подбора, и различные хитрости. К примеру, один аккорд может относиться лишь к трем тональностям, один звук лишь к трем аккордам и тому подобное… Методика подбора аккордов позволяет настолько сузить масштабы поиска, что выбор нужного аккорда на ходу не является огромной сложностью.
Одно из самых эффективных упражнений на закрепление слуха и метода подбора аккордов на слух является игра гамм аккордами.
Почему вообще гаммы придумали? Дело в том, что при таком равномерном расположении звуков устойчивые звуки находятся в определенных местах и как бы вбиваются в подсознание человека. Впрочем, на этом построена вся гармония, так как композитор строит произведение так, что в подсознание слушателя вбиваются устойчивые звуки, и от этого зависит строение всего произведения в целом. Устойчивость звуков – явление чисто субъективное и применимо только к человеку и вообще биологическим элементам. Истинно же объективно все звуки равноправны и безлики. Все, что нам более удобно слышится, это все субъективизм, такой как, к примеру, отношение частот волн один к двум и тому подобное.
Второй момент, это частые и общепринятые аккордовые связки, которые воспринимаются по родству аккордов. Под родством аккордов подразумевается похожесть аккордов, то есть совпадение звуков и расположение устойчивых (устойчивого) звуков. Чем больше общих звуков у аккордов, тем незаметнее они сменяются. Лично я раньше немного путал некоторые мажорные с минорными аккордами, но это очень быстро прошло после некоторых упражнений.
Итак, мы пришли к выводу, что подбор аккордов на слух, это результат наработки и знаний.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
ЭЛЛИОТ КРЭЙГ |