Кому интересно, вот сейчас провел небольшой анализ самоучителя Сазонова по семиструнной гитаре. Поверхностный взгляд.
Приблизительный план и описание (с кратким выводом) самоучителя «Школа игры на семиструнной гитаре» В. Сазонова 85 года выпуска. Москва. Издательство «Музыка».
Настоящий анализ поверхностный и ни в коем случае не может считаться полным и исчерпывающим, а также полностью достоверным. Дан в сокращенном, общем варианте.
Эллиот Крэйг (2007)
- Историческая справка о семиструнной гитаре.
- Устройство гитары, уход за ней и ее настройка
- Посадка и постановка рук.
- Начальные сведения о технике звукоизвлечения, особенностях правой и левой рук для четкого звукоизвлечения.
- Основы (нотной грамоты, прим. нотная грамота включает в себя не только знаки нотной записи, синтаксис, но и принципы и особенности нотной записи относительно гармонии, голосоведения, формы и т.п.) нотной записи.
(- Особенные обозначения касательно семиструнной гитары)
- Упражнения….
- Аппликатурные особенности (страница 11, параграф «основной звукоряд и его расположение на грифе»). «АППЛИКАТУРА», «ПОЗИЦИИ» (стр. 12)
-Продолжение знаков нотной записи
- Основы гармонии. «ИНТЕРВАЛЫ» (стр.15) «ДВУГОЛОСИЕ». Особенности записи интервалов (это уже и относится к нотной грамоте)
- Продолжение особенностей нотной записи (нотной грамоты), знаки альтерации.
- Гриф и расположение звуков на нем, упражнения, развивающие ориентирование на грифе гитары. Звуки одинаковой высоты, исполняемые (расположенные) на разных струнах.
- Продолжение нотной записи (грамоты)
- Практическая часть «ноты в пятой позиции»
- Форма «Составные части музыкального произведения»
- все то же в чередовании.
- Теория музыки. Тональности, лады, гаммы. Их практическое применение.
- Основы гармонии. «АККОРДЫ». Их строение. «АРПЕДЖИО». Упражнения на аккорды и арпеджио. Левая, правая руки. «Особые случаи исполнения аккордов»
- Технические приемы на гитаре и их нотная запись. «Легато». Приемы исполнения.
- Продолжение основ гармонии. Аккорды в тональностях..
- Технический прием «Флажолет», «Глиссандо».
- «Гармоническая фигурация» (разложение аккорда на звуки, входящие в его состав в различных комбинациях и фигурациях, сорри за тавтологию)
- Синкопа, так технический и метрический (?) прием.
- Продолжение основ гармонии. Аккорды в тональностях..
- Основы нотной записи (грамоты). «Мелизмы»
- Технический прием «Пиццикато»
- Понятие «тремоло».
- Примечания автора и практические советы о организации занятий.
- Основы гармонии. «Модуляции аккордами» в практическом применении (но без теоретического освещения). И другое..
- Советы автора
- Разновидности семиструнных гитар.
- Советы по аккомпанементу.
- хрестоматийные произведения даны на протяжении всего самоучителя по принципу от простого к сложному и по порядку отработки технических приемов.
ВЫВОД:
Самоучитель дает общее представление о распространенных технических приемах и особенностях игры на инструменте, основы нотной грамоты, а также сборники определенного музыкально теоретического материала в проработанной ранее форме (такие, например, как гаммы, аккордовые последовательности, модуляции, таблица интервалов и содержание аккордов в тональностях). Издание построено по принципу прохождения его последовательно от простого к сложному. Теоретические сведения даны на начальном общеосведомительном уровне, на чем внимание не заостряется. Анализа произведений не дается. В некотором роде, минус самоучителя состоит в смешанности теоретических сведений, упражнений и различных произведений, а также других элементов, но позволяет не задумываться о построении системы занятий в последовательном прохождении материала самоучителя. В конце концов, никто не запрещает перескакивать с места на место. Однако минус состоит в том, что довольно сложно найти в нем нужные сведения быстро (сразу). Поэтому, как учебник для самостоятельного углубленного изучения малопригоден. Хотя хорошо пойдет именно в роли самоучителя.
ЭЛЛИОТ КРЭЙГ |