На днях наткнулся на статью http://www.guitar.ru/lessons/accords/ об аккордах. Привету отрывок:
«Путешествуя в Интернете по различным гитарным сайтам, можно наткнуться на огромное количество статей, посвященных построению аккордов. Мегабайты сводных таблиц, где убористым шрифтом показаны нужные лады и струны, десятки аппликатур одного и того же аккорда и различные стандарты обозначений могут свести с ума кого угодно. Любой начинающий гитарист (кому, собственно, в первую очередь и предназначаются эти статьи), прочтя первые несколько абзацев, начинает чувствовать невыразимую скуку и ошибочно полагать, что гитаристами рождаются, а не становятся. С другой стороны, выучивая наизусть различные аппликатуры, музыкант доходит до какого-то уровня, позволяющего ему следовать заданной гармонии, и на этом прогресс останавливается. Несомненно, какое-то количество стандартных аппликатурных решений (баррэ, прогрессивная аппликатура и пр.), являющихся определенной базой, необходимо знать каждому гитаристу, но далее уже начинается творчество. Нет никакого смысла запоминать сотни и тысячи аккордов - их надо строить самому под свои конкретные задачи, используя мышление ступенями. Это, казалось бы довольно непосильное занятие для начинающего музыканта, кажется таковым лишь на первый взгляд. Через пару месяцев регулярных упражнений любой оценит преимущества данной системы и заметит, что ориентироваться на грифе стало гораздо проще. Попытаемся выяснить суть этой системы, полагая, что со строением аккордов вы уже достаточно хорошо знакомы.»
Капля смысла в этих словах есть, но автор все же не учитывает некоторых особенностей человека и инструмента.
«Попытаемся выяснить суть этой системы, полагая, что со строением аккордов вы уже достаточно хорошо знакомы.»
Знать строение ряда аккордов гитаристу необходимо для того, чтобы понимать происходящее в аккордах, да и в самом аккомпанементе, гармонической линии. Без такового знания игра на гитаре превращается в шарманочное занятие, где гитарист выступает обыкновенной шарманкой-исполнителем. Таковыми часто являются и те, кто играет по табулатурам, не зная нот и вообще не понимая, как можно проанализировать мелодию.
Строить аккорды гитарист, знающий строение аккордов, несомненно должен уметь. Но так ли это пригодится на практике? Помните, в школе на уроках русского языка проводили разбор предложения, где каждое слово подчеркивалось разными линиями? Проводили разбор слов на корень, суффиксы и так далее, рисуя домики и квадратики? А сейчас вы это делаете? Я думаю, что нет, если вы не учитель русского языка.
Приведу два возможных случая, которые могут возникнуть при той системе, которую предлагает автор. Представьте себе, что вы играете на сцене, дома, с кем-то вместе или даже один. И вот вам ВДРУГ понадобилось построить аккорд. Вот играли-играли, а тут БАЦ, и понадобилось аккорд построить. Не правда ли, утопическое предположение? Так вот сомнительно, что вы сможете быстро в процессе игры построить аккорд не запнувшись, во вторых вы должны знать, какой аккорд вам именно нужен, а в третьих, вы не знаете как он прозвучит в контексте и сам по себе. Поэтому, построение аккорда в процессе игры представляется почти нереальной задачей.
Второй случай, это когда вы сидите с карандашом и тетрадкой и подготавливаете аккомпанемент заранее. Тут тоже есть свои подводные камни. Первый, это то, что вам все равно придется запомнить аппликатуру созданного вами аккорда. Второй, вам придется ИСКАТЬ нужный вариант данного аккорда. Третий, в случае, если вы не досконально знаете строение аккордов, то вы можете ошибиться. Да и в этом случае, вы должны знать, какой именно аккорд вам нужен, и как он поведет себя в ряду с другими аккордами вашей музыки.
Итак, построение аккордов хоть и чрезвычайно полезный навык, но в практике он используется редко. В случаях, скажем, когда у вас нет под рукой аккордового справочника, а необходимо понять, как берется аккорд, который вам сказали взять (или вы увидели в книжке). Или же вы решили разнообразить свою игру и напихали в произведения аккордов с надстройками.
Какой же из этого выход? Прежде всего, заведите себе тетрадь, куда будете записывать нужные вам аппликатуры аккордов. Во-вторых, вы должны уметь анализировать аккорд и понимать какие звуки входят в него и какие ступени где. Должны понять, что необязательно учить Фа мажор и Соль мажор отдельно, когда аппликатуры у них идентичные. Должны научиться проверять аккорды, которые берете, на вшивость. А то в некоторых справочниках встречаются грубые ошибки. И обязательно выписывайте аккорды в свою тетрадку, и играйте связки и последовательности аккордов для практики.
УДАЧИ!!! © Alliot Krage (Эллиот Крэйг) 2008 |